Локейшн-менеджер: когда место решает


В истории мирового кинематографа немало случаев, когда место съемок становилось едва ли не более знаменитым, чем сам фильм.  Чего только стоят, например, крыльцо нью-йоркского дома Кэри Брэдшоу из «Секса в Большом городе» или  мрачная лестница из «Джокера». Культовые локации становятся местом паломничества для киноманов, и, безусловно, за этим успехом стоит человек, выбравший правильное место. Это локейшн-менежер и локейшн-скаут - специалист, который осуществляет подбор мест для съемок.

Ключевая задача локейшн-менеджера - уловить задумку режиссера, быть с ним на одной волне, чтобы подобрать наиболее релевантное место для съемок. Разумеется, дело не только в понимании концепции. Скаут должен быстро оценить технические параметры локации, а также потенциальные сложности и преимущества этого места.
Получив определённую задачу, сначала он едет по потенциальным местам съемок и фотографирует их, либо выбирает их из собственной базы наработок. После этого производится дистанционный отбор локаций, а затем - выезд туда уже со съемочной группой.

Очень редко место съемок остается неизменным в том виде, в котором оно существует изначально. Скаут всегда оценивает его трансформационный потенциал, представляя, что можно добавить и поменять для реализации режиссерской задумки.

Локейшн-менеджер не просто подключается к проекту на самом начальном этапе. Специалист может начать работу с командой еще в процессе написания сценария, причем известно немало случаев, когда он переписывался с прицелом на конкретные локации.



Параметры выбора локации


Локейшн скаут при выборе места, как правило, ориентируется на несколько факторов.

  • Пожелания режиссера и особенности сценария;
  • Референсы из сферы искусства (фото, образы, сцены других фильмов);
  • Свое личное видение;
  • Доступность места для конкретных съемок.


Сейчас для поиска хорошего места съемок менеджеру  далеко не всегда нужно передвигаться физически. Существенно экономит ресурсы отбор на цифровом уровне. В данном случае могут оказаться полезными спутниковые карты, интерактивный просмотр улиц,  любительские фотографии обычных пользователей в соцсетях.

Качества, необходимые локейшн-менеджеру

  • Понимание процесса съемок для оценки возможностей конкретного места.
  • Насмотренность. Опытные скауты находятся в постоянном поиске мест и всегда обладают фотографической памятью.
  • Организаторские способности. Найти место - это полдела. Организовать съемки в нем - гораздо более сложная задача.
  • Умение просчитывать бюджет. Специалист должен хотя бы приблизительно оценить логистические затраты, чтобы понять, подходит ли конкретное место данному проекту с финансовой точки зрения.
  • Мобильность. Быть в движении - это не только профессиональное, но и личностное качество, без которого в данной сфере вообще нечего делать.
  • Связи. Вы скажете, это второстепенно? Возможно. Тем не менее, широкий круг знакомств нередко помогает локейшн-менеджеру организовывать съемки в самых невозможных местах.



Очень часто кино приходится снимать вовсе не там, где происходит действие по сценарию. В этих случаях задача локейшн-менеджера  - найти максимально похожее место, например, российский город, который может «выдать» себя за европейский. Здесь важно не добиться абсолютной идентичности, что попросту невозможно, а поймать суть, передать стилистику. Желательно - с минимальными затратами, ведь именно для этого одна локация подменяется другой.

Особо ценен профессионал, который умеет находить необычные, нерастиражированные места для съемок. Как правило, это человек, находящийся в постоянном движении и вечном поиске. Поиск локации для конкретных съемок в сжатые сроки - безусловно, отличный навык. Но еще круче, если у скаута имеется и своя «секретная база» мест, которые он заприметил заранее.

Локейшн-скаут несет ответственность за технические и административные стороны объекта съемок.  Именно здесь пригождается общительность, предусмотрительность и умение все правильно организовать. Например, если съемки будут весть на заводе или в метро, необходим договариваться с руководством или при необходимости приостанавливать рабочие процессы. Локейшн-менеджер должен заранее понимать, возможна ли такая опция в принципе.

Локейшн-менеджер может относиться как к административному, так и у художественному цеху, однако в любом случае его функционал определяется индивидуально в рамках каждого проекта. Так или иначе, представителю этой профессии  зачастую приходится не просто выбирать место, но и присутствовать на съемочной площадке, решая десятки организационных вопросов.


Академического обучения на профессию локейшн-скаута в РФ не существует, но с этой задачей отлично справляются специализированные курсы. Однако вход в эту профессию может быть иным: например, вы можете вырасти до такой должности с позиции ассистента. Здесь играют немаловажную роль опыт и личностные качества, которые всегда идут рука об руку с базовыми знаниями.

Последние статьи