Работа «над чертой» и «под чертой» в кино
Независимо от типа кинопроекта, планирование его бюджета и основных производственных процессов – достаточно сложная задача. Вот почему весь состав кинематографистов условно разделяется на 2 части – тех, кто «над чертой» и «под чертой». Те, кто участвуют в творческой разработке фильма или сериала, имеют статус и производственные затраты «над чертой». Те, кто ежедневно работают на съемочной площадке, попадают «под черту».
Условное разделение на две группы позволяет организовать производственный бюджет любой команды – от режиссерского состава до продюсеров с актерами и осветителями.
Над чертой и под чертой: в чем разница?
Вопреки представлениям о том, что работа «над чертой» закрепляет одну из ведущих позиций в проекте и придает своему обладателю «особый статус», этот навешанный ярлык является всего лишь отсылкой к бюджету производства; последний разделяет весь кинематографический состав на 2 группы.
Что означает «над чертой» в кино?
Должность «над чертой» относится к тем, кто отвечает за творческое развитие, производство и постановку фильма или сериала. На них, помимо создания декораций и включения камер, возлагается ответственность над руководством проекта. Именно они отвечают за общий тон картины и придание особой эстетики кадру.
Специалисты «над чертой» обычно получают оплату по строго фиксированной ставке, которая согласовывается еще до начала производства. Их оплата не меняется, даже если в ходе работы были внесены правки в расписания или съемочная группа столкнулась с трудностями, а сама работа требует полной отдачи и проявления креативности.
Несмотря на роль профессионалов «над чертой», нельзя пренебрегать специалистами «под чертой», ведь именно рядовые работники обеспечивают все производство.
Что означает «под чертой» в кино?
Специалисты «под чертой» – часть состава кинематографистов, которые не являются основными в проекте. Их всегда можно заменить другими работниками, в отличие от тех, кто находится в группе «над чертой». Чаще всего специалисты «под чертой» получают почасовую оплату, а в их число входят не только технические бригады, но и актеры второго плана.
Специалисты «над чертой»
Штат специалистов «над чертой» намного меньше, чем тех, кто «под чертой». Обычно он включает следующие должности:
- режиссер (director): режиссер занимается управлением творческими аспектами постановки. Он визуализирует сценарий, направляя актеров и техническую команду.
- оператор-постановщик (director of photography): возглавляет операторскую группу.
- исполнительный продюсер (executive producer): обеспечивают средства для производства фильма; отвечает за составление графика и найм персонала.
- сценарист (screenwriter): пишет сценарий для художественных фильмов, сериалов, рекламных роликов и др.
- кастинг-директор (casting director): находит актеров, чтобы воплотить в жизнь имеющийся сценарий;
- основной актерский состав (principal cast): главные актеры или медийные лица.
Специалисты «под чертой»
Специалисты, закрепленные за частью команды «под чертой», включают наибольшее количество людей, которые в первую очередь требуются для бесперебойной работы над проектом. Чаще всего это технический состав, отвечающий за соблюдение графика, работу оборудования и др. В числе последних следующие позиции:
- второй режиссер (first assistant director): выступает связующим звеном между режиссером, актерами и съемочной группой. Он составляет и контролирует график съемок, а также списки кадров.
- линейный продюсер (line producer): осуществляет контроль над всеми деталями фильма – от подготовки производства до готового продукта.
- арт-директор (art-director): создает и управляет общим визуальным стилем.
- художник по костюмам (costume designer): отвечает за создание гардероба для фильма или сериала.
- камермен (camera operator): отвечает за каждый кадр в сцене, необходимый для создания общей картины.
- кей-гип (key grip): старший механик или бригадир, контролирующий работу оборудования.
- помощник бригадиров (best boy grip): помощник кей-грипа.
- гаффер (gaffer): главный по свету, осуществляющий контроль над осветительным оборудованием.
- помощник гаффера (best boy electric): помощник гаффера, на которого возложена ответственность за управление осветительными приборами и разгрузкой электрооборудования.
- художник-постановщик (production designer): отвечает за соответствия интерьера и экстерьера общему «тону» проекта.
- менеджер по производству (production manager): в его компетенцию входит рабочая группа, составление бюджета, транспортировка и составление графиков.
- координатор производства (production coordinator): отслеживают любые изменения в графике и оповещают об этом группу.
помощник менеджера по производству (production assistant): штатный, офисный или пост-продакшн помощник, который оказывает необходимую помощь съемочной группе.
Независимо от того, крупнобюджетный или малобюджетный проект, специалисты «под чертой» обеспечивают лучшую творческую основу для проекта, позволяя создавать настоящее произведение искусства в тандеме с работниками из группы «над чертой».